003.11.11.017
[ Скачать с сервера (52.0 Kb) · Скачать удаленно () ]27.03.2012, 15:02
1. Почему в конце своего творческого пути Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки? Выберите верный (верные) ответ (ответы).

1) чтобы обойти цензуру
2) чтобы сделать чтение доступным народу
3) потому что сам жанр народной сказки изначально имеет сатирическую направленность

2. Приведите примеры видов сатирических образов у Салтыкова-Щедрина.

1) Порок под личиной добродетели:
2) Собирательно-шаржированный образ, воплощающий собой определенную социальную группу:
3) Гротескный образ, выходящий за рамки жизненного правдоподобия:

3. Прочтите народную сказку «Про нужду». Сопоставьте ее со сказкой Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Сделайте выводы из своих наблюдений.

Жил в деревне бедный мужичок. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит — не нагреется; лицо его от мороза разгорается. Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:
— В какую стужу ты рубишь!
— Эх, сударь, нужда рубит!
Барин изумился, спрашивает кучера:
— А что, кучер, какая это нужда? Знаешь ли ты ее?
— Я только сейчас, сударь, слышу. 
Спрашивает барин мужика:
— Какая же это, мужичок, нужда? Где она у тебя?
Мужик и говорит:
— А на что тебе, сударь?
— Да охота мне ее поглядеть.
Увидал мужик: в чистом поле на бугринке стоит былинка вся в снегу.
— А вот, — сказал мужик, — на бугре, сударь, нужда стоит! Вон она как от ветру шатается, и никто не догадается!
Барин и говорит:
— Нет ли времечка тебе ее нам указать?
— Пожалуй, можно, сударь.
Сели на тройку лошадей и поехали в чисто поле нужду глядеть. Выехали они на бугринку, а другая былинка дальше стоит. И указывает мужик рукой:
— А вон, сударь, она в стороне. Нам ехать нельзя: снег глубок.
— Покарауль-ка, — сказал барин, — тройку лошадей, я схожу погляжу.
Барин слез и пошел, а кучер-то и говорит:
— Сударь, возьмите и меня: и мне охота поглядеть.
И полезли по снегу оба. Одну былинку пройдут, другую найдут, а еще нужду не видят. А мужичок-то был не промах, выпряг лошадей, сел на одну, а других стегнул, да и полетел. Только они его и видели. Полазали по снегу два дурака, на дорожку вышли, к повозке подошли, а лошадушек след простыл. Думали, думали барин с кучером... Что делать? Лошадей-то нет, а повозку бросить жалко. Говорит барин кучеру:
— Впрягайся-ка, кучер, в корень, а я хоть впристежку.
Кучер говорит:
— Нет, вы, барин, посправнее, немножко посильнее — вы в корень, а я — впристежку.
Ну, нечего делать, запрягся барин в корень. Везут да везут, повезут да встанут. А мужик припрятал лошадей и пошел навстречу.
— Что это вы, барин, повозку на себе везете? 
Барин сердито говорит:
— Уйди! Нужда везет.
— Какая же это нужда?
— Ступай в поле, вон там на бугре стоит! 
А сам везет да везет. Приехал домой еле жив. Нужду увидел: тройку лошадей потерял.

Вопросы для сравнения сказок «Про нужду» и «Дикий помещик»:
1) Какова тема сказки?
2) Каким изображен помещик?
3) Каким изображен народ?
4) Против кого направлена сатира?

Выводы:

4. Приведите примеры сатирических приемов в сказке «Дикий помещик». Объясните их роль.

1) Гипербола:
2) Гротеск:
3) Фантастика:

5. Как сочетаются в сказке «Премудрый пискарь» сказочное и реальное? Заполните таблицу примерами из текста. С какой целью Салтыков-Щедрин использует это сочетание разнородных элементов?

1) Сказочные элементы:
2) Детали и образы реальной жизни:

6. Как вы понимаете слова исследователя: «Салтыкова-Щедрина надо читать умеючи»?


Прочитайте отрывок и выполните задания к тексту.

И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение... 

— А что, ваше превосходительство, — сказал он радостно, — если бы нам найти мужика?

— То есть как же... мужика?

— Ну, да, простого мужика... какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!

— Гм... мужика... но где же его взять, этого мужика, когда его нет?

— Как нет мужика — мужик везде есть, стоит только поискать его!

— Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика. Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.

— Спишь, лежебок! — накинулись они на него, — небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!

Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

И зачал он перед ними действовать.

Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!»

— Довольны ли вы, господа генералы? — спрашивал между тем мужичина-лежебок.

— Довольны, любезный друг, видим твое усердие! — отвечали генералы.

— Не позволите ли теперь отдохнуть?

— Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.

Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Сделались нашей генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются да накапливаются.

М.Е. Салтыков-Щедрин,
«Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил»

7. К какому роду литературы относится произведение, из которого взят фрагмент?

8. Назовите литературное направление второй половины XIX века, к которому принадлежит творчество Салтыкова-Щедрина.

9. Как называется вид комического, характерный для данного произведения, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые осуждаются автором?

10. В приведенном фрагменте герои обмениваются репликами. Как называется такая форма организации речи?

11. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор: «сердца у них весело играли»?

12. Укажите название изобразительно-выразительного средства: «стал даже в пригоршне суп варить».

13. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!» Как называется такое воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух?

14. Чем похожа «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» на народную бытовую сказку и чем отличается от нее?

15. Какова ведущая проблема сказки и в каких произведениях русской литературы раскрывается подобная проблема?

16. Согласны ли вы с мнением исследователя, утверждавшего, что в произведениях Салтыкова-Щедрина «перед читателем возникает образ страны страдающего, но пассивного народа»? Обоснуйте свою точку зрения.

17. Смешны или печальны сказки Салтыкова-Щедрина?

Категория: Фонвизин Д. И. | Добавил: lik-bez | Теги: Салтыков-Щедрин
Просмотров: 2981 | Загрузок: 917