003.11.11.018
[ Скачать с сервера (63.5 Kb) · Скачать удаленно () ]27.03.2012, 15:00
1. Завершите высказывание Л.Н. Толстого, заполнив пропуски с использованием слов: герои, люди, результат, факт.

«Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различных предмета.
(1) Для истории есть _____________________________, для художника — ____________________.
(2) Историк имеет дело до ________________________, события, художник — до самого _________________________ события.

2. Опираясь на текст романа, раскройте смысл высказывания Н.Г. Чернышевского: 
«Особенность графа Л.Н. Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс, и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием, мастерски изображаются Толстым».

3. Герои романа по-разному относятся к Наташе Ростовой. Соотнесите героев романа (князь Андрей, Берг, Пьер Безухов) с приведенными высказываниями.

1) После встречи с Наташей «в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни...»
2) О Наташе: «и неприятный характер, и ума нет такого, и эдакое, знаете».
3) «Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать».

4. Сравните «любимых» и «нелюбимых» героев Толстого, используя вопросы. Сделайте выводы.

1) Какие герои относятся к группе?
2) Даны в динамике или статике?
3) Красивы ли внешне?
4) Насколько богаты духовно?
5) Совершают ли ошибки в жизни?
6) Как понимают службу?
7) Как относятся к детям?
8) Как относятся к природе?
9) Как относятся к музыке?
10) Живут ли в Петербурге?
11) Имеют ли семью?
12) Какова их судьба в финале романа?

Выводы:

5. Главное идейное противостояние в романе — контраст истинного (естественного) и ложного (искусственного). Приведите примеры истинного и ложного из текста романа по предложенным темам. При желании дополните список тем. Сделайте выводы.

1) Поведение
2) Общение
3) Красота
4) Любовь
5) Патриотизм
6) Героизм
7) Величие
8) ???

Выводы:

6. Восстановите последовательность важнейших событий на пути искания смысла жизни главными героями романа.

Пьер:
1) Увлечение масонством
2) Участие в судьбе Наташи и встреча с кометой
3) Приезд на Бородинское поле и жизнь на батарее Раевского
4) Смерть отца, женитьба на Элен и дуэль с Долоховым
5) Пребывание в захваченной французами Москве, плен
6) Спор с князем Андреем на пароме в Богучарово
7) Знакомство с Платоном Каратаевым
8) Женитьба на Наташе
9) Сон о мире
10) Встреча с князем Андреем в ночь перед Бородинским сражением
11) Участие в деятельности тайных обществ

Князь Андрей:
1) Служба у Сперанского
2) Уход на войну, мечта о славе Наполеона
3) Семейная жизнь с Лизой
4) Рождение сына и смерть жены
5) Спор с Пьером на пароме в Богучарово
6) Уединенная жизнь в деревне
7) Любовь к Наташе и разочарование в ней
8) Ранение под Аустерлицем и встреча с Наполеоном
9) Ранение, встреча с Анатолем
10) Встреча с Пьером в ночь перед Бородинским сражением
11) Встреча с Наташей и княжной Марьей
12) Смерть

7. Почему Бородинское сражение изображается Толстым через восприятие этих событий Пьером?

8. Согласны ли вы с М.Е. Салтыковым-Щедриным, который утверждал, оценивая героев Толстого, что «Багратион и Кутузов — кукольные генералы»? Обоснуйте свою точку зрения.


Прочитайте отрывок из романа и выполните задания к нему.

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее...

Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам, наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними еще четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы все так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по них картечью.

Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку за это, как он говорил, и, рассыпая из нее огонь, выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов.

— Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты.

В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его все более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда, мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах.

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он все помнил, все соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

— Вишь, пыхнул опять, — проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — теперь мячик жди — отсылать назад...

«Ну-ка, наша Матвевна», — говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый номер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.

— Ишь, задышала опять, задышала, — говорил он про себя.

Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

— Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! — говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:

— Капитан Тушин! Капитан!..

Тушин испуганно оглянулся...

Это был князь Андрей.

Л. Н. Толстой, «Война и мир»

9. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

10. Образу какого героя, кумира князя Андрея, противопоставлен в этом эпизоде образ капитана Тушина?

11. Какое сражение изображено в данном фрагменте?

12. Как в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя («слабый», «тоненький», «нерешительный»)?

13. Выпишите слово, являющееся образом-сравнением, с помощью которого подчеркивается искренность и открытость солдат.

14. Как называется прием, основанный на противопоставлении, с помощью которого Толстой подчеркивает, что, несмотря на физическую слабость и внешнюю нелепость, Тушин силен духовно и велик нравственно.

15. Как называется средство художественной изобразительности, основанное на использовании ряда синонимов, в котором последующий усиливает значение предыдущих («Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей...»)?

16. Какова главная тема данного эпизода? Какова роль образа капитана Тушина в раскрытии данной темы?

17. Какие темы, значимые для всего романа, поднимает Толстой в данном фрагменте и в каких произведениях русской классики затрагиваются эти же вопросы?


Прочитайте отрывок из романа и выполните задания к нему.

Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.

В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах — музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла все то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта-то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях...

В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее. «Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас», — подумала она...

Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого-то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.

Л.Н. Толстой, «Война и мир»

18. К какому роду литературы принадлежит произведение, из которого взят фрагмент?

19. Из какого тома взята приведенная сцена?

20. К какому литературному направлению второй половины XIX века принадлежит творчество Толстого?

21. Во втором абзаце изображены «сырой, холодный воздух» и «теснота... кареты» и «освещенные залы» предстоящего бала. Как называется художественный прием, основанный на противопоставлении образов и явлений?

22. В третьем абзаце Толстой использует своеобразный монолог героини для передачи ее переживаний. Как в литературоведении называется такой монолог?

23. Какое средство художественной изобразительности использует Толстой в четвертом абзаце для описания поведения Пьера на балу: «Пьер шел... кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара»?

24. Из последнего абзаца выпишите слово, с помощью которого автор открыто передает состояние Наташи.

25. Какие средства психологизма использует Толстой для выражения состояния героев в приведенной сцене?

26. Почему Толстой уделяет такое большое внимание изображению вполне заурядного события — светского бала — и в каких еще произведениях русской литературы встречается тема или образ бала?

27. Почему рассказ о войне 1812 года Толстой начинает с войны 1805 года?

28. Является ли Платон Каратаев обобщенным образом русского народа, русского национального характера? Обоснуйте свою точку зрения.

29. Почему милая, добрая, жертвенная Соня не является идеалом Толстого?

Категория: Фонвизин Д. И. | Добавил: lik-bez | Теги: Толстой Л. Н., Война и мир
Просмотров: 6029 | Загрузок: 1564