004.11.09.005
[ Скачать с сервера (85.0 Kb) · Скачать удаленно () ]31.05.2013, 16:31
1. Назовите литературное направление, в рамках которого протекало творчество русского драматурга Д.И. Фонвизина, автора пьес «Недоросль» и «Бригадир».

2. Русский историк В.О. Ключевский писал об одном из героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»: 

«...чувства и направляемые ими поступки... вовсе не смешны, а только гадки. Что смешного в омерзительной жалости, какая проняла объевшегося шестнадцатилетнего шалопая — ...при виде матери, уставшей колотить отца?»

Назовите имя «шестнадцатилетнего» героя.

3. Укажите фамилию персонажа пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», который признается: «Люблю свиней, сестрица».

4. К какому драматическому жанру принадлежит пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль».

5. Укажите фамилию учителя Митрофана, героя пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», который отказался от денег, так как ничему не научил своего ученика.

6. Укажите фамилию учителя Митрофана, героя пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», который в прошлом был кучером.

7. Укажите фамилию героини пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль», которая в ярости собирается «прибить до смерти своих слуг» из-за несостоявшегося похищения Софьи?

8. Напишите фамилию персонажа пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль», который служил учителем в семье, Простаковых, а в финале был узнан и разоблачен Стародумом как бывший кучер.

Прочитайте фрагмент из пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» и ответьте на вопросы к отрывку.

ЯВЛЕНИЕ I 
Стародум и Правдин. 

Правдин: Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.

Стародум: Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?

Правдин: Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

Стародум: Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и рабством себе подобных беззаконно.

Правдин: Я а этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды! 

Стародум: Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами. 

Правдин: Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...

Стародум: А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...

Правдин: Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.

Стародум: Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Правдин: Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

Стародум: Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Правдин: Справедливо. Великий государь дает...

Стародум: Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.

Правдин: Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...

Стародум: Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и шкодят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

Правдин: Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

Стародум: Так, мой друг: да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

9. В рамках какого литературного направления создавалась пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

10. Каким пафосом окрашен разговор героев в данном фрагменте пьесы «Недоросль»?

11. Укажите название жанра драматургии, к которому принадлежит пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль».

12. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами?

Стародум: Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.

Правдин: Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...»

13. Как называются изречения, выражающие в лаконичной форме законченные и обобщенные мысли? 

Великий государь есть государь премудрый», «каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно...», «наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло» и др.

14. Укажите фамилию героини пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», которая в данном фрагменте пьесы названа «злой помещицей».

15. Ответьте в 5-10 предложениях на вопрос: 

Почему Д.И. Фонвизин так много места в данном фрагменте пьесы уделяет рассуждениям о «великом государе» и какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?

Прочитайте фрагмент 2 из пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» и ответьте на вопросы к отрывку.

Правдин: Тебе не стыдно, Кутейкин? 

Кутейкин (потупя голову): Посрамихся, окаянный. 

Стародум (Цыфиркину): Вот тебе, друг мой, за добрую душу. 

Цыфиркин: Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам не заслужа, век не потребую.

Милон (давая ему деньги): Вот еще тебе, друг мой! 

Цыфиркин: И еще спасибо.

Правдин дает также ему деньги.

Цыфиркин: Да за что, ваше благородие, жалуете? 

Правдин: За то, что ты не походишь на Кутейкина. 

Цыфиркин: И! Ваше благородие. Я солдат. 

Правдин (Цыфиркину): Поди же, мой друг, с богом.

Цыфиркин отходит. 

Правдин: А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре, да потрудись расчесться с самой госпожою.

Кутейкин (выбегая): С самою! Ото всего отступаюсь.

Вральман (Стародуму): Старофа слуха не остафте, фаше фыскоротие. Фосмите меня апять к сепе.

Стародум: Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей? 

Вральман: Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стешними хоспотами, касалось мне, што я все с лошатками.
<…>

Г-жа Простакова, Стародум, Милон, Софья, Правдин, Митрофан, Еремеевна.

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милана): Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам...

Правдив: Всего счастья, на которое имеют право честные сердца. 

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына): Один ты остался у меня, сердечный друг, Митрофанушка! 

Митрофан: Да отвяжись, матушка, как навязалась...

Г-жа Простакова: И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)

Софья (подбежав к ней): Боже мой! Она без памяти. 

Стародум (Софье): Помоги ей, помоги.

Софья и Еремеевна помогают.

Правдин (Митрофану): Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

Митрофан: Да она как будто неведомо...

Правдин: Грубиян!

Стародум (Еремеевне): Что она теперь? Что?

Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув рунами): Очнется, мой батюшка, очнется.

Правдин (Митрофану): С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить...

Митрофан (махнув рукою): По мне, куда велят...

Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии): Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!

Стародум (указав на г-жу Простакову): Вот злонравия достойные плоды!

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

16. Определите жанр произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».

17. Кто из героев в финале пьесы выражает авторскую оценку событий?

18. Текст фрагмента представляет собой чередование кратких высказываний разных лиц. Как называется такой тип речевого общения в драматургическом произведении?

19.  Найдите и запишите слово из последней реплики Простаковой, которое относится к просторечию.

20. Одним из характерных приемов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии?

21. Дайте ответ ограниченного объема (5—10 предложений) на вопрос.

Что вкладывает автор «Недоросля» в понятие «злонравие» и в каких произведениях русской классики явлены «злонравия достойные плоды»?

22. Дайте развернутый ответ на вопрос.

Почему комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?

Категория: Фонвизин Д. И. | Добавил: Maysara | Теги: 11 класс, егэ, литература, недоросль, фонвизин
Просмотров: 4675 | Загрузок: 953