Достоевский Ф. М. Преступление и наказание
Мы все глядим в Наполеоны: 
Двуногих тварей миллионы 
Для нас орудие одно. 

А.С.Пушкин

Не убий.
(Заповедь Христа)

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся человеческая душа к постижению истины.

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юри­дических. Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», избранный. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Пре­ступление Раскольникова — это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне сумел престу­пить, по религиозным понятиям способен на все. Итак, по Достоевскому, Раскольников совершает первое, главное пре­ступление перед Богом, второе — убийство — перед людьми, причем как следствие первого.

На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Те­ория эта стара, как мир. Взаимосвязь между целью и средства­ми, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Иезуиты придумали для себя ло­зунг: «Цель оправдывает средства». Собственно говоря, это высказывание является квинтэссенцией теории Раскольнико­ва. Не обладая необходимыми материальными возиожностями, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. При этом, однако, он постоянно мучается одним вопросом: имеет ли он право на преступление юридических законов? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, если исполнение его идеи (спасительной, может быть, для человечества) того потребует.

Итак, «обыкновенный» или «необыкновенный» человек Раскольников? Этот вопрос его волнует более старухиных денег.

Достоевский, разумеется, не согласен с философией Рас­кольникова, и автор заставляет его самого в ней разубедиться. Писатель следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству. Можно сказать, что сюжет имеет зеркальный характер: сначала преступление христиан­ских заповедей, потом убийство, сначала признание убийства, затем постижение идеала любви к ближнему, истинное раска­яние, очищение, воскрешение к новой жизни.

Как же Раскольников смог постичь ошибочность собствен­ной теории и возродиться к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину: через страдание. Необходи­мость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретение счастья — краеугольный камень философии Достоевского. Он не любуется им, не носится с ним, по выражению Разумихина, 1как курица с яйцом. Достоевский, веря в искупительную очищающую силу страдания, раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями пе­реживает его, достигая тем самым изумительной достовернос­ти в раскрытии природы человеческой души.

Проводником философии Достоевского в романе «Пре­ступление и наказание» является Соня Мармеладова, вся жизнь которой — самопожертвование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть.

Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих мыслителей, например, Наполеона, Шопенгауэра. Ницше создал теорию «белокурых бестий», «суперчеловека», которым все позволе­но. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая, став господствующей идеологией третьего рейха, принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованная рамками религиозных воззрений автора, имела и имеет огромное общественное значение.