Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени
Тема конфликта человека и общества, начатая Байроном, получила свое развитие в произведениях и Пушкина, и Лер­монтова не случайно. Дело в том, что «английский сплин», которым был болен Чайльд-Гарольд, имеет аналогию — «рус­скую хандру». «Русская хандра» получила такое широкое распространение, что стала поистине болезнью века, и вели­чайшие русские писатели не могли, конечно, не отразить это явление в своих произведениях. Например, Печорин так же болен этой болезнью, как и Онегин, как и другие «лишние люди»: Алеко, Кавказский пленник, и так же одинок, как они.

Тема одиночества очень характерна для всего творчества М. Ю. Лермонтова: «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть».

Лирический герой Лермонтова, анализируя свои чувства и состояние, в стихотворении «Дума» приходит к выводу, что эти настроения характерны для его времени: «Печально я гляжу на наше поколение. Его грядущее — иль пусто, иль темно».

Размышляет, хоть и несколько иначе, Лермонтов о судьбах своего поколения и в «Герое нашего времени». Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там «мель­кают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски».

Мотив неразделенной, несчастной любви звучит как в «Герое нашего времени», так и в лирике поэта: «Любить? Но кого же? На время — не стоит труда. А вечно любить невозможно».

Или стихотворение «Я не унижусь пред тобой...»: 

Начну обманывать безбожно, 
Чтоб не любить, как я любил, 
Иль женщин уважать возможно, 
Когда мне ангел изменил?

Не то же самое случилось однажды с Печориным, сделало его жестоким и по отношению к княжне Мэри и к Бэле? Лишь намек на разгадку видим мы в истории его отношений с Верой... 

И лирический герой Лермонтова, и Печорин в своем оди­ночестве тянутся к природе, умеют видеть ее красоту. И здесь тема одиночества звучит с необыкновенной силой. Природа словно подчеркивает его:

Выхожу один я на дорогу, 
Сквозь туман кремнистый путь блестит, 
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, 
И звезда с звездою говорит.

Одиноко растет «на севере диком» сосна, мечтая о дале­кой пальме; одиноким остается утес-великан из стихотворе­ния «Утес».

Одинок был сам поэт и в жизни, и в своем творчестве. Еще в юности он словно предсказал свою судьбу и дал свой лирический портрет в стихотворении, которое, по сути, стало программным:

Нет, я не Байрон, я другой, 
Еще неведомый избранник, 
Как он, гонимый миром странник, 
Но только с русскою душой.