Пушкин А. С. Евгений Онегин
В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» всесторонне изображены самые главные и самые характерные черты жизни общества 20-х годов XIX века. Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России начала XIX века, их быт и нравы. В романе он раскрывает образы прогрессивной дворянской интеллигенции, их отношение к дворянскому об­ществу и народу, их искания. Таковы Онегин, Татьяна Лари­на, Ленский.

Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. Оне­гин — светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни «золотой молодежи»: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился «чему-нибудь и как-нибудь», он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой — порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, «резкий охлажденный ум» выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой:

Нет, рано чувства в нем остыли,
Ему наскучил света шум...

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду («труд упорный ему был тошен») сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет «без цели, без трудов». В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к кресть­янам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни.

Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Тать­яны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сослов­ным предрассудкам, испугавшись «шепота, хохотни глупцов». В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в столицу и встречает ту же картину жизни светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне — теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе его чувства к ней, и отвергает любовь Онегина. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности.

Последнюю главу романа Пушкин сжег и мы не узнаем дальнейшую судьбу Онегина. Молодой дворянский интелли­гент начала XIX века Евгений Онегин — социально-историчес­кий, реалистический тип. Это молодой человек, жизнь и судь­ба которого обусловлены как его личными качествами, так и определенной общественной средой 20-х годов. На образе Онегина Пушкин показал путь, которым шла часть просве­щенной интеллигенции. С одной стороны, эти интеллигенты отказались прислуживать царизму, критически относились к укладу жизни дворянского общества, с другой — стояли в стороне от общественно-политической деятельности. Это об­рекало на бездейственность, на отход от народа, делало путь героя-индивидуалиста общественно бесполезным. В Онегине зарождаются черты «лишнего человека», которые роднят его с Печориным. Пушкин воплотил в образе своего героя многие из тех черт, которые потом проявятся в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова.